Имеются противопоказания, необходимо проконсультироваться со специалистом. 18+
Пограничное расстройство личности (сокращенно ПРЛ) — это состояние психического здоровья, характеризующееся сильной эмоциональной нестабильностью, трудностями в регуляции собственных эмоций, импульсивным поведением и нестабильными отношениями с друзьями и близкими.
Распространенность ПРЛ составляет около 1-2% от исследуемой популяции, заболевание чаще встречается у женщин, чем у мужчин.
Симптомы ПРЛ индивидуальны для каждого человека. Они могут включать как сильный страх быть покинутым, неустойчивое представление о себе, хроническое чувство пустоты, так и импульсивность, самоповреждение и суицидальные мысли. Описанные симптомы мешают жизни человека с ПРЛ, не дают поддерживать стабильные отношения с друзьями и близкими, негативно сказываются на работе и снижают качество жизни.
Причины развития пограничного расстройства личности сложны и включают в себя несколько групп факторов. Риск развития заболевания зависит от индивидуального сочетания генетических, травматических и социальных факторов, оказывающих воздействие на человека.
В генотипе больного пограничным расстройством личности присутствуют определенные гены, участвующие в регуляции эмоциональной сферы и стресса по типу пограничного расстройства.
Исследования показали, что люди с ПРЛ с большей вероятностью пережили детскую травму, повлиявшую на психику, чем люди без данного расстройства.
Пережитая травма может нарушить развитие мозга и привести к дисбалансу в сфере регуляции эмоции, что приводит к эмоциональной дерегуляции – одному из характерных для пограничного расстройства симптомов.
Влияние наркотических средств на подростков с их неокрепшей психикой, также увеличивает риск развития пограничного расстройства личности в раннем возрасте.
Существует несколько теорий о механизмах, лежащих в основе развития пограничного расстройства личности:
Нейровизуализационные исследования показали, что люди с пограничным расстройством имеют отличия в структуре и функциях мозга в сравнении со здоровыми людьми.
Например, у людей с ПРЛ может быть уменьшено количество серого вещества в областях мозга, участвующих за регуляцию эмоциональной сферы. Кроме того, у людей с пограничным расстройством личности наблюдаются изменения активности серотониновой и дофаминов нейротрансмиттерных систем, которые участвуют в гуморальной регуляции настроения.
Таким образом, причины пограничного расстройства личности сложны и многофакторны. Они включают сочетание генетических, травматических и социальных факторов.
Детские травмы, повышенная эмоциональная чувствительность и трудности с регуляцией эмоций и формированием устойчивых отношений — все это важные факторы, способствующие развитию ПРЛ.
Человек с пограничным расстройством личности постоянно испытывает страх быть брошенным, не может полноценно работать и регулировать собственные эмоции, что, в конечном счете, проявляется деструктивным поведением.
Одним из признаков ПРЛ является нестабильность в отношениях. Человек с ПРЛ может длительно идеализировать близких, затем, в виду обострения расстройства, ни с того, ни с сего он одномоментно обесценит отношения с близкими. Личностные обесценивания приводят к проблеме налаживания межличностных отношений с родственниками, друзьями и партнером.
Люди в данным расстройством могут вести себя необоснованно рискованно, злоупотреблять психоактивными веществами, регулярно переедать или заниматься членовредительством.
Человек с пограничным расстройством порой формирует искаженное представление о себе – чувствует себя ни на что негодным ничтожеством.
Перепады настроения — еще одно распространенное проявление ПРЛ. Люди с ПРЛ могут испытывать интенсивные и быстро меняющиеся положительные и негативные эмоции, такие как гнев, печаль, страх и тревога. Контролировать же собственные эмоции человек с пограничным расстройством, фактически, не сможет. В конечном счете эмоциональная нестабильность мешает людям с ПРЛ поддерживать стабильные межличностные отношения.
Импульсивность — частый симптом, характерный для человека с расстройством. Импульсивность может проявляться безрассудными привычками, излишней тратой денежных средств и рискованным сексуальным поведением. Импульсивность человека приводит к негативным последствиям, которые лишь усугубляют симптомы расстройства. Такими последствиями являются испытываемые человеком стыд, вина и ненависть к себе.
Членовредительство также распространено среди людей с ПРЛ. Членовредительство принимает различные формы, включая порезы, ожоги и удары по себе. Членовредительство часто используется больным человеком в качестве способа самолечения с сильной эмоциональной боли и временно приводит к чувству облегчения. Однако членовредительство может привести к дальнейшему эмоциональному выгоранию и большему физическому ущербу для организма больного. В некоторых случаях оно может быть опасным для жизни.
Страх быть покинутым является характерным критерием больных пограничным расстройством личности. Человек с расстройством боится быть покинутыми близкими и идет на многое, для того чтобы избежать одиночества. Страх, вызванный «personality disorder», приводит к интенсивным и часто иррациональным усилиям по поддержанию отношений, а также к безграничному ощущению пустоты и одиночества в моменты окончания отношений.
В целом, ПРЛ — это тяжелое и сложное расстройство, которое существенно влияет на жизнь человека. Однако при правильной диагностике и лечении люди с ПРЛ могут научиться справляться со всеми симптомами расстройства и значительно улучшить качество своей жизни.
Диагностика пограничного расстройства личности осложнена схожестью клинической картины с более распространенными нарушениями психики: депрессией, тревогой и биполярным расстройством. Однако соблюдение диагностических критериев, изложенных в МБК-10, и использование различных инструментов оценки помогает клиницистам точно диагностировать данной расстройство.
Согласно МКБ-10, для диагностики ПРЛ у человека должно быть не менее пяти симптомов из следующего списка:
Симптомы расстройства постепенно нарастают в течение длительного периода и с каждым днем оказывают все более значительное влияние на повседневную жизнь человека. При диагностике ПРЛ, специалист должен исключить такие причины развития симптоматики, как посттравматическое и биполярное расстройство.
В дополнение к описанным симптомам клиницисты используют несколько инструментальных методов для диагностики расстройства.
Наибольшей популярностью терапии «personality disorder» (английское название пограничного расстройства) пользуются структурированное клиническое интервью для расстройств личности DSM-5 (название стандарта проведения интервью – SCID-5-PD), опросник оценки личности (PAI) и пограничную оценку тяжести с течением времени (BEST) для оценки тяжести проявлений расстройства. Названные инструменты оценки позволяют более полно охарактеризовать проявления ПЛР у пациента и помогают клиницистам поставить более точный диагноз.
SCID-5-PD — это полуструктурированное интервью, в ходе которого представляется возможным выявить различные расстройства личности, в том числе ПРЛ. В рамках методики специалист получает подробную информацию о симптомах, анамнезе и соматическом статусе человека.
PAI представляет собой опросник для самоконтроля пациента, который измеряет различные черты личности, в том числе импульсивность, тревогу и депрессию, которые крайне характерны для больных пограничным расстройством.
BEST — это анкета для самоконтроля, которая измеряет тяжесть симптомов ПРЛ в динамике и помогает пациенту и лечащему врачу отслеживать ход лечения.
Другие диагностические методы, такие как нейровизуализация и генетическое тестирование, все еще находятся на ранних стадиях разработки и не используются в практической сфере для диагностики ПРЛ. Тем не менее, экспериментальные исследования показали, что для пациентов с пограничным расстройством характерны определенные изменения в структуре головного мозга – уменьшенный объем гиппокампа и измененные миндалины.
Из-за сложной природы генеза расстройства, диагностика расстройства личности осложнения проблемой дифференциального диагноза, в связи с чем, человеку с ПРЛ требуется помощь психотерапевта с опытом работы с данной категорией пациентов.
Тем не менее, самодиагностика ПРЛ становится все более распространенной практикой, особенно ввиду появления большого количества онлайн-ресурсов и руководств по самодиагностике. Несмотря на то, что самодиагностика может показаться человеку более удобной, она крайне опасна и может привести к необратимым тяжелым последствиям для психического здоровья человека.
Одной из главных опасностей самодиагностики ПРЛ является неточность в самостоятельном выставлении диагноза. Пограничное расстройство имеет схожую клиническую картину с другими психическими расстройствами, такими как биполярное расстройство и депрессия.
Ошибочный диагноз приводит к неправильно подобранной тактике лечения и ухудшению тяжести состояния человека. Например, если человек с биполярным расстройством самостоятельно диагностирует себе ПРЛ, он начнет лечение, которое негативно скажется на его текущем состоянии, и симптоматика заболевания реального расстройства ухудшиться.
Другой, не меньшей, опасностью самодиагностики пограничного расстройства является стигматизация собственного состояния.
Люди с ПРЛ сталкиваются с осуждением и дискриминацией со стороны окружающих из-за существующих в обществе стереотипов, связанных с данным расстройством. Самодиагностика может укрепить названные стереотипы и способствовать самостигматизации.
Более того, самодиагностика может привести к тому, что у человека возникнет ощущение, что он бессознательно «симулирует» расстройство или проявления заболевания недостаточно выражены, в результате чего он не будет обращаться к психотерапевту несмотря на то, что ему необходима консультация психотерапевта. Такое положение дел, приводит к позднему обращению за помощью.
Из-за самодиагностики пограничного расстройства, больной человек, может обратиться к практикам самолечения. Так как признаки пограничного расстройства личности – это сильную эмоциональная и физическая боль. Человек, больной ПРЛ, может начать заглушать проявления болезни наркотиками, алкоголем или другими зависимостями, которые в конечном счете негативно скажутся на его состоянии.
Попытки самолечения пограничного расстройства в большинстве своем приводят к ухудшению состояния и позднему обращению к специалистам.
Наконец, самодиагностика данного расстройства мешает человеку во время получить надлежащее лечение, включающее комбинацию медикаментозной и немедикаментозной терапии.
Без диагноза, выставленного надлежащим образом, больной не будет получать соответствующее лечение. Кроме того, самодиагностика может привести к тому, что человек вообще откажется от терапии, что, потенциально, может привести к тяжелейшим последствиям.
Многие люди с ПРЛ боятся обращаться за лечением из-за предполагаемой стигматизации, связанной с данным заболеванием. Самодиагностика лишь усиливает данный страх и мешает людям обратиться за специализированной помощью, в которой они нуждаются.
Таким образом несмотря на то, что самодиагностика пограничного расстройства может показаться удобной, она может крайне опасна и вредна для психического здоровья человека. Точная диагностика ПРЛ возможна исключительно силами психолога или психиатра с опытом работы с данной категорией пациентов.
Ошибочный диагноз, стигматизация, самолечение и лишение человека возможности получить комплексную терапию — вот лишь некоторые из опасностей, связанных с самодиагностикой расстройства.
Если вы подозреваете, что у вас может быть пограничное расстройство личности или любое другое психическое заболевание, то вам необходимо записаться на сеанс психотерапевта.
Так как пограничное расстройство личности— это тяжелое и часто хроническое психическое заболевание, порой оно требует длительного комплексного и индивидуально подобранного лечения. К настоящему времени не существует одного лекарства, способного полностью излечить больного ПРЛ.
Тем не менее, существуют несколько методов лечения, основанных на результатах клинических исследований, которые доказали свою эффективность в снижении проявлении расстройства и улучшении качества жизни людей, страдающих ПРЛ.
Описанные методы представляется возможным разделить на три группы:
Психотерапия является основным методом лечения больных пограничным расстройством личности. Существуют специализированные психотерапевтические методики для лечения данного расстройства.
Наиболее широко используемым и хорошо изученным методом лечения является диалектическая поведенческая терапия (сокращенно ДПТ), разработанная психологом Маршей Линехан в 1980-х годах.
ДПТ — это комплексное методика, включающая в себя постоянное воздействие на человека посредством индивидуальной терапии, группового обучения навыкам, телефонного коучинга и групповых психотерапевтических консультаций.
Проходя через диалектическую поведенческую терапию человек с пограничным расстройством обучается методике включения осознанного реагирования своего поведения во время обострений расстройства, регулированию собственных эмоций, формированию устойчивости к действию стрессовых факторов и эффективному межличностному общению.
Клинические исследования достоверно показали положительную динамику пациентов, проходящих лечение по методу ДПТ. Одним из результатов использования данной психотерапевтической методики является снижение проявления суицидального поведения, членовредительства и уменьшение риска принудительной госпитализации.
Другие психотерапевтические подходы, положительно показавшие себя в лечении ПРЛ, включают терапию, основанную на ментализации, схема-терапию и психотерапию, сфокусированную на переносе.
Терапия, основанная на ментализации, направлена на помощь в понимании собственного состояния человека, больного пограничным расстройством личности. Ментализация помогает человеку в осознании болезни и снятии оков общественной стигматизации.
Схема-терапия направлена на выявление и коррекцию неадекватных и опасных для человека моделей поведения и мышления.
Психотерапия, сфокусированная на переносе, помогает человеку в выстраивании межличностных отношений. Так, в рамках терапии больной ПРЛ учится формировать здоровые отношения с психотерапевтом в безопасной среде, после чего он перекладывает сложившийся опыт на отношения с окружающими его людьми.
Некоторые группы препаратов также активно назначаются специалистами с целью лечения ПРЛ. Особую значимость медикаментозная терапия приобретает при лечении больных с сопутствующими состояниями, такими как депрессия, тревога и импульсивность.
Людям с пограничным расстройством личности обычно назначают антидепрессанты, стабилизаторы настроения и нейролептики. Однако медикаментозное лечение не является самостоятельным методом лечения ПРЛ и должно использоваться в сочетании с психотерапией.
Помимо психотерапии и медикаментозного лечения, к настоящему времени разработаны несколько стратегий контролируемой самопомощи, которые люди с ПРЛ могут использовать для управления симптомами своего состояния и улучшения качества жизни.
Названные стратегии включают в себя поддержание здорового образа жизни, например, стабильной здоровый сон 7-8 часов в день, сбалансированное питание и регулярную физическую активность.
Практики осознанности, такие как медитация, йога и дыхательная гимнастика, также полезны для снижения стресса и восстановления регуляции эмоций. Описанные практики самопомощи должны использоваться исключительно под контролем специалистом.
Поддержка со стороны друзей, близких и семьи важна для людей, страдающих пограничным расстройством. Грамотно выстроенные поддерживающие отношения с близкими помогают пациенту с ПРЛ поддерживать чувство стабильности, безопасности и признания. Члены семьи должны принимать активное участие в процессе психотерапии, для того чтобы постоянно получать информацию о том, как лучше поддерживать и помогать своему близкому человеку, проходящему через тяжелую и порой изнурительную терапию пограничного расстройства личности.
В заключение, пограничное расстройство личности — это тяжелое и часто хроническое психическое заболевание, которое трудно поддается лечению.
Тем не менее, к настоящему времени психотерапевты используют ряд эффективных методов лечения, основанных на клинических исследованиях, которые позволяют снизить выраженность проявления расстройства. К таким методикам относится психотерапия, медикаментозное лечение и методики контролируемой самопомощи.
Психотерапия, особенно диалектическая поведенческая терапия, является основным методом лечения ПРЛ. Она доказала свою эффективность в уменьшении выраженности проявления симптомов и улучшение качества жизни. Лекарственные средства также могут быть полезны, однако их следует использовать в сочетании с психотерапией.
Если человек с пограничным расстройством личности хочет улучшить свое состояние, то ему необходимо лечение у психотерапевта.
Начинал карьеру в государственном наркологическом диспансере в 2014 году. В 2019 году после получения необходимых навыков и квалификаций перешел работать в частную наркологическую клинику. С 2019 года является главным врачом клиники "Пандора".
Начинал карьеру в государственном наркологическом диспансере в 2014 году. В 2019 году после получения необходимых навыков и квалификаций перешел работать в частную наркологическую клинику. С 2019 года является главным врачом клиники "Пандора".
Обучался в ФГБОУ ВО "Ростовский государственный медицинский университет" г. Ростов-на-Дону по направлению Лечебное дело. Диплом выдан от 29.06.2020г.
Прошел ординатуру в ФГБОУ ВО "Ростовский государственный медицинский университет" г. Ростов-на-Дону, по направлению Психиатрия-наркология, присвоена квалификация врач-психиатр-нарколог. Диплон выдан от 01.07.2022г.
в 2020 году закончил лечебный факультет Омского государственного медицинского университета.
На данный момент оканчивает ординатуру по психиатрии, и проходит курсы по психотерапии (когнитивно-поведенческая терапия).
В 2014 году получил базовое медицинское образование в Ростовском государственном медицинском университете.
В 2015 году закончил интернатуру в РГМУ по специальности "терапия".
Также в 2015 году в РГМУ прошел курсы повышения квалификации по специальности "нефролог"
2003 г. Ростовский государственный медицинский университет, г. Ростов-на-Дону Лечебный факультет
2005 г. Ростовский государственный медицинский университет, г. Ростов-на-Дону Клиническая ординатура по специальности «Нервные болезни».
П2020 г. ФГБОУ ВО Ростовский государственный медицинский университет, г. Ростов-на-Дону Минздрава России, повышение квалификации по специальности «Неврология» в объеме 144 часов.
Базовое образование - Шахтинский медицинский колледж им Г.В.Кузнецовой 2015г. по направлению сестринское дело
Удостоверение о повышении квалификаци в 2021г. по направлению сестринское дело в наркологии
Обучался в Волгоградском медициниском колледже по специальности "Лечебное дело" (2013)
Базовое образование - многопрофильная академия развития и технологий г.Москва (2019 год) по направлению организация сестринского дела